среда, 1 июля 2015 г.

Электровелосипед: пан или пропал?


На улице – лето, на теле – футболка, на ногах – сандалии. Кажется, сейчас идеальным транспортом будет мотоцикл или скутер. Но можно ли найти альтернативу без требования «прав» и топлива, с меньшей ценой и «чистой» ездой? Глянем на электрические велосипеды.

Электровелосипед – это велосипед, который оснащен электромотором и аккумулятором. Как правило, они могут проезжать 20-50 км на электротяге и стоят меньше или сравнимо с самыми дешевыми скутерами. Добавьте к этому отсутствие затрат на топливо (лишь пару гривен на электричество), возможность езды в парках (как на обычном велосипеде), эксплуатация без «прав» (сегодня даже для 50-кубового скутера нужны водительские права), компактные размеры (помещается в лифт и тамбур между квартирами). Идеальный летний транспорт? Мы это проверили на двух диаметрально разных моделях… Optima City 250 Вт Заводской электровелосипед, 2 режима работы электропривода, 7 передач, относительно невысокая цена, передняя амортизирующая вилка – это действительно оптимальный велосипед? Не совсем…


Optima City 250 Вт 

Заводской электровелосипед, 2 режима работы электропривода, 7 передач, относительно невысокая цена, передняя амортизирующая вилка – это действительно оптимальный велосипед? Не совсем…


Сможет ли электрический велосипед стать идеальным летним транспортом, «задвинув» автомобиль сугубо в осенне-зимний сезон? Сейчас проверим! 

Главная проблема – в конструкции велосипеда: заднее расположение АКБ, электромотор в заднем колесе, традиционная и смещенная назад посадка человека. Все это уж слишком сильно нагружает заднее колесо, которое еще и лишено амортизатора. В итоге быстро ехать на велосипеде неприятно и тряско. Да и не выйдет толком – электродвигатель слаб (максимальная скорость около 20-25 км/ч) и ему не слишком помогает даже встроенный планетарный редуктор.


Вся суть электровелосипеда Optima City: АКБ, проводка, электромотор. И вся его проблема – ну уж слишком большая нагрузка на заднее колесо. Обратите внимание на ключи: позиция блокировки АКБ, позиция «зажигания» – прям как в автомобиле или скутере. 

К примеру, подъем улицы Елены Телиги велосипед на электротяге проехал ровно до половины (до синей АЗС), а вторую часть подъема пришлось крутить педали. Благо, здесь есть режим «Pedal Assistance» когда электродвигатель работает в режиме помощи при вращении педалей человеком. Так и различные подъемы даются легче, и заряда АКБ хватит на дольше. Ведь в полностью электрическом режиме Optima City проезжал в реальных условиях лишь 15-20 км (разгоны и торможения, много подъемов, разный ветер); в идеальных – способен километров на 25-30 (равнина, невысокая скорость, слабый ветер или его отсутствие).


Optima City предлагает 2 режима езды в электрическом режиме: кнопка P/A служит переключателем между «Pedal Assistance» (электромотор эпизодически помогает крутить педали) или полностью электрическим режимом езды; кнопка «Mode» регулирует уровень помощи при вращении педалей; шкала «L-H» показывает «запас топлива» в АКБ.

Электровелосипед Optima City 250 Вт вряд ли можно назвать «оптимальным» вариантом замены скутера и реальным транспортом для ежедневного использования в крупном городе и/или при больших пробегах. В тоже время, Optima City – это вариант для небольших городков и сел, где не нужна высокая скорость и длительная дистанция пробега, а также для прокатных станций, расположенных в парках (Пирогово), у замков (Каменец-Подольский), в центральной части города (Львов). 
И был я слегка расстроен, пока не сел на…

Ardis Kaliber 1000W

Горки в Парке Дружбы Народов? Да не вопрос! Вверх по Елены Телиги? Да с ускорением!


Ardis Kaliber выглядит более подтянутым и спортивным: велосипед предлагает посадку человека с наклоном вперед; здесь более толстые шины, дисковые тормоза. Более динамичным и собранным он оказался и в езде. 

Этот самодельный электровелосипед построен на базе традиционного Ardis Kaliber, но имеет мотор-колесо на 1 000 Вт и контроллер на 800 Вт – т.е. он еще ехал не на максимуме, и при «тюнинге» способен даже на большее. Но все равно его динамика, мощность, скорость впечатляла. При старте со светофора первые 50-100 метров электровелосипед уезжал едва ли не быстрее обычных автомобилей. Максимальная скорость на электротяге может достигать около 50 км/ч, что сопоставимо с дешевыми 50-кубовыми скутерами.


Максимальная скорость, до которой удалось разогнаться исключительно на электротяге – 44 км/ч (без спусков и подъемов, полный заряд АКБ, нагрузка 75-80 кг); а ведь будь дорожка длиннее, то, пожалуй, можно было дотянуть и до 50 км/ч – чувствовалось, что запаса у двигателя еще был. 

Быстрый разряд АКБ из-за высокой мощности? Нет такого – достаточно поставить 48-вольтную батарею, сравнимую по размерам с 36-вольтным аккумулятором Optima City, и пробег мощного Ardis был уж точно не меньше. Даже если постоянно крутит электровелосипед Ardis Kaliber 1 000 Вт почти «на полную» да ездить по горкам на электротяге, все равно можно легко проехать 25-30 км. При здравом использовании запаса электрики можно вполне рассчитывать уже на 40 км; а при экономичном стиле езды может выйдет и больше. 
Однако в случае с Ardis Kaliber 1 000 Вт важен не только мотор и АКБ, но и общая конструкция. Во-первых, здесь посадка такова, что человек больше наклонен вперед. Во-вторых, аккумулятор и блок управления установлены не на задней оси, а в пределах рамы, по центру велосипеда.


В случае с Ardis Kaliber аккумулятор и контроллер управления электрической системой велосипеда были установлены по центру рамы – это благотворно сказалось на развесовке данной модели. 

В результате Ardis Kaliber 1 000 Вт лучше сбалансирован, что одновременно прибавляет комфорта и стабильности при езде. На общий положительный имидж работают даже мелочи: более удобная ручка «газа»; аккуратный «Power-метр», мощные дисковые тормоза; багажник сзади свободен. 
Да и в целом – Ardis Kaliber 1 000 Вт уже вполне претендует на то, чтобы стать транспортом на каждый день, заменить скутер летом даже в крупном городе, где нужны длинные поездки и высокая скорость. Кроме того, он занимает «фан-нишу», когда на таком велосипеде можно отправится в «сложные» прогулки по парку-лесу (где есть подъемы, спуски, триал-трассы). Вот это отличный баланс и мощности, и скорости, и запаса хода, и стабильной езды. Однако цена мощного электровелосипеда уже сравнима с дешевыми 50-кубовыми скутерами. 


Электровелосипед против конкурентов 

Так какой велосипед лучше? А может общественный транспорт? И что, если добавить в сравнение автомобиль? Давайте сравним разные виды транспорта на примере поездки на работу по длинному маршруту (22 км) с разными условиями движения (есть скоростной участок, затяжной подъем, дворовые проезды на невысокой скорости). 

ТАБЛИЦА



Как видите, более слабый велосипед Optima City 250 Вт сравним по скорости с общественным транспортом, в то время, как мощный электровелосипед Ardis Kaliber оказывает заметно быстрее. Причем он тратит не намного больше энергии, т.к. достаточно один раз разогнаться до высокой скорости и затем можно дольше ехать накатом, вообще не расходуя электроэнергию. А теперь несколько комментариев к таблице: 
  1. В сравнении с обычным велосипедом, оба электрических выигрывают хотя бы в том, что добираешься на работу свежим и без усталости, при этом с аналогичной, если не большей, скоростью. В сравнении с недорогим 50-кубовым скутером, мощный Ardis Kaliber ездит лишь чуть медленнее, но заметно проще (не надо «прав», можно поставить в кабинете) и экономичнее в эксплуатации (для скутера – средний расход топлива 2,5л/100 км; около 0,55 л топлива за 22 км пробега; около 11-12 грн за одну поездку). 
  2. Ввиду меньшей цены, электровелосипед Optima City окупается заметно быстрее, чем более дорогой Ardis Kaliber. Снова подтверждается прошлый вывод: Optima City – отлично подходит для небольших городков и сел; там, где не нужны длительные поездки и высокая скорость; для пунктов проката велосипедов; более мощный Ardis Kaliber – реальная альтернатива скутеру; высокая скорость и большая дальность пробега; интересный «фан-велосипед»
Конечно, осталось еще масса вопросов к велосипедам. К примеру, защита от угона. Так, каждый электровелосипед имеет съемную АКБ с возможностью ее блокировки и ключами «зажигания». Но эти ключи лишь прерывают электрическую цепь, однако не блокируют педальный привод – можно уехать как на велосипеде.


Съемная АКБ устанавливается в нишу и блокируется поворотом ключа. Средний срок службы АКБ – до 5 лет, причем желательно раз в 2 года проводить процедуру калибровки ячеек аккумулятора для восстановления максимальной емкости. 

Безусловно, можно поставить и мотосигнализацию, но ее просто некуда спрятать, проводку можно легко перекусить. Выход лишь один: прочная и толстая цепь или трос с замком. Также важен вопрос места установки электродвигателя, ведь существует масса электровелосипедов с передним мотор-колесом, а у нас на тесте были только заднеприводные модели: какой привод лучше? И на что еще обратить внимание при выборе электровелосипеда – вольтаж системы, мощность мотора, тип АКБ? Если всерьез заинтересовались темой электровелосипедов, то ответы на все основные вопросы вы сможете найти в соответствующем гиде покупателя на Hotline.


Источник: ITC.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий