Электровелосипед я купил сразу, как только восстановился после ночного перелета Петербург-Пекин. По опыту, если встретил в Китае вещь, которая, безусловно, нравится, не стоит медлить с покупкой. Выбирать можно до бесконечности! И если не купишь сразу, то потом, скорее всего, будет некогда в силу того, что в командировках ты не очень-то принадлежишь сам себе.
За неделю до нашего приезда Вильям, китайский партнер, через Интернет нашел представительство в Пекине фирмы XDS, которая производит электровелосипеды в Поднебесной. Туда мы и поехали. Если вы думаете, что представительство солидной китайской компании XDS располагается где-нибудь в деловой части Пекина, где "улицы центральные, высокие и важные, с витринами зеркальными, гирляндами огней", то сильно заблуждаетесь. Если бы не таксист и не Вильям, сомневаюсь, что мы вообще нашли бы представительство. Постарайтесь представить трущобный район Пекина с ветхими одноэтажными постройками, как у нас где-нибудь в Псковской области, в загибающемся поселке. Между домами натянуты веревки, на них развешено линялое белье. По улице бегают голые китайские ребятишки, тут же важно расхаживают курицы. Вдоль дороги идет широкая канава; не удивлюсь, если за неимением канализации в канаву сливаются нечистоты.
В одну из дверей этого пекинского микрорайона мы и постучали. Никаких вывесок или надписей возле двери не было, пускай и в иероглифах. Человеку непосвященному понять, что именно это и есть "представительство", было бы решительно невозможно. Тем не менее, за дверью в тесноватом помещении оказалось десятка три вполне приличных велосипедов. Учитывая, что от отеля до "представительства" мы добирались с мучениями (больше часа на метро с тремя пересадками и потом минут 20 на такси), было бы досадно вернуться с пустыми руками. Кроме того уйти, сказав, что "велосипеды барахло", означало бы перечеркнуть усилия Вильяма, который провел ради меня большую подготовительную работу. Тем более, что один из велосипедов мне действительно понравился! Белого цвета, изящный, с аккумулятором внутри рамы. Итак, покупка состоялась, все остались довольны друг другом, и обратно до отеля, погрузив велосипед в багажник, нас вызвался подвезти уже сам директор "представительства".
Следует остановиться на предыстории покупки электровелосипеда, поскольку купленный в Китае велосипед уже второй. Первый был приобретен за две недели до поездки в Пекин в одном из веломагазинов Питера. Уже давно я хотел купить электровелосипед, но не хватало времени погрузиться в тему. А тут выкроил несколько вечеров и объехал магазины, где продают велогибриды. Выбрал Eltreco Green City Marsel, и выбором своим доволен! Ощущения совсем другие, чем от езды на обычном велосипеде. Трогаешься с места на педалях, а дальше поворачиваешь на себя ручку "газа", и происходит подхват. Субъективно разгон вполне приличный. Когда же аппарат набирает максимальную скорость (примерно 25 км/ч), то дальше педали крутить не обязательно. А если крутить, то тратятся минимальные усилия. Мощность электродвигателя 250 Вт, сам двигатель встроен в ступицу заднего колеса. Вроде бы мощность не бог весть какая, но, на мой характер, вполне достаточная. Когда несешься по нашим дорогам на велосипеде со скоростью 25 км/м, то тут уже надо полностью концентрировать внимание и поменьше отвлекаться на загорелых девушек в мини юбках или открытых платьях. Иначе с разгона влетишь в яму, открытый люк, или наскочишь на битую бутылку из-под пива. И будет очень плохо! И еще: поскольку я езжу в основном по тротуарам, то дополнительную помеху мне создают байкеры на BMX, роллеры, скейтбордисты и прочая глухонемая публика с плеерами в ушах.
Когда я выбирал велосипед, то конечно, оценивал "обвес" и функциональность. И, как всегда, для меня важно, чтобы велосипед выглядел гармонично и радовал глаз, и поднимал настроение, особенно по утрам. Чтобы утром на него сильно хотелось сесть и сразу же перенестись из дома на работу. Велогибрид Eltreco Green City Marsel такой же, как мой складной Shulz Goa-3, весьма стильный, черного цвета, и в жизни оказался лучше, чем на картинке в Интернете (обычно наоборот). У многих электровелосипедов режет взгляд аккумулятор, но у Green City Marsel он довольно удачно вписан в конструкцию. Кстати, заряда литиевого аккумулятора (8 А*ч по паспорту) должно хватать на 35 км пробега. Чтобы продлить удовольствие от езды, я беру на себя самую трудную часть работы - от троганья с места до выхода на крейсерскую скорость. Пока раскручиваю педали, в целях экономии отключаю аккумулятор красной кнопкой на руле.
Катаясь по узким улицам Петроградской стороны, заметил, что привлекаю внимание. Как если бы я был не на велосипеде, а на ковре-самолете. Оно и понятно: электровелосипеды стали только появляться у нас, тогда как добрая половина Китая ездит на них уже несколько лет. Китайцы и здесь оставили нас далеко позади. Нашим же прохожим пока не очень понятно, как это мужик совсем не крутит педали, и при этом несется с приличной скоростью. И почему от него исходит звук, как от набирающего ход троллейбуса. Все верно: теперь троллейбус не иначе как мой старший брат - большой, неповоротливый, задумчивый...
Недалеко от моего дома часто встречаю видавший виды огромный джип из клуба «4х4». Перепачканный грязью, с выхлопной трубой, выведенной на крышу. На заднем стекле горделиво красуется надпись «Fuck fuel economy» («Е..л экономию топлива»). Думаю по образу и подобию укрепить табличку на своем электровелосипеде «Fuck traffic jams». Ибо все пробки с Eltreco Green City Marsel объезжаются легко и приятно, и с чувством превосходства над теми же самыми джипами, обездвиженными в пробках!
Ниже впечатления неизвестного автора из Интернета, который сделал электровелосипед своими руками из обычного велосипеда плюс набора, купленного в Китае (мотор-колесо, аккумулятор, контроллер и т.п.). «Впечатления от езды на таком велосипеде непередаваемы. Звука мотора не слышно. Чувство сродни с тем, какое я испытывал летая во сне. Равномерное, бесшумное движение через пространство. В городе водители мешают. Двигаются медленно, долго трогаются. Что приятно — права не нужны, страховка не нужна, в квартиру закатывается, бензином не пахнет». Написано довольно верно. От себя добавлю: впечатление такое, как будто идешь под парусом с сильным попутным ветром. Правда, через три дня эйфория улетучивается (к хорошему быстро привыкаешь), и когда пересаживаешься на обычный велосипед, такое чувство, что пересаживаешься на телегу.
Снова перенесёмся в Пекин. Купив велосипед XDS, я не мог не опробовать его. Катался по вечерам после выставки. Правда, езда на электровелосипеде по Пекину развлечение на любителя. Здесь мало кто соблюдает правила. Сигналы светофора носят не более чем рекомендательный характер, разметка - тем более. Хотя для велосипедистов выделены дорожки, на них царит хаос. По ним кроме велосипедистов активно ездят таксисты, автобусы, велорикши, трехколесные грузовые велосипеды, груженые макулатурой, двадцатилитровыми бутылями для кулеров, дребезжащими пивными бутылками и т.д. Остроту ощущений добавляют китайцы на электровелосипедах-развалюхах, которые в нарушение не только ПДД, но и здравого смысла, шустро несутся навстречу потоку. От них едва успеваешь уворачиваться, поскольку замечаешь их в последний момент! Для полноты картины на дороге не хватает разве что коров, как в Индии, где их все объезжают по обочине (священное животное).
Возвращаясь с прогулки я, не разбирая велосипед, закатывал его в прямо гостиничный лифт, поднимал в свой номер на 15-ый этаж и там ставил возле кровати. Охрана отеля была сначала несколько удивлена, но потом привыкла и каждый раз дружески приветствовала меня «ни-хао» (по-китайски «здравствуйте»). Вспоминаю любимую Финляндию: там такой фокус не прошел бы. Попытки пронести велосипед внутрь пресекаются работниками отеля. Приходилось оставлять велосипед на улице, что для Финляндии нормально, а для Пекина – не очень: могут украсть.
Преимущества электровелосипеда в полной мере проявляются в жаркую погоду. В Пекине температура под 30 С. Не только жарко, но и душно, особенно после ночного дождя. Зато на электровелосипеде педали крутить не надо. Едешь, и тебя обдувает ветерком, как от вентилятора! Жители Пекина это хорошо понимают: электровелосипедов здесь больше, чем обычных "неэлектрофицированных". И в основном электровелосипеды не первой молодости, со свинцовыми аккумуляторами. Иногда это откровенный ржавый хлам. На нем разъезжают коричневые от загара китайцы в шлепанцах на босу ногу и грязной рубахе, развевающейся по ветру. (Шлепанцы, рубаха - все это сильно б/у). Приличная же китайская публика чаще ездит на моделях с более современными литиевыми аккумуляторами, хотя их пока не так много.
Автор: Гребенщиков Николай Романович
Комментариев нет:
Отправить комментарий